Вы здесь

Статьи, публикации

Дата размещения 22.01.2021

 

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО НОТАРИАТА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Процесс цифровизации охватывает в настоящее время практически все без исключения сферы жизнедеятельности общества. Не является исключением и деятельность таких общественно-правовых институтов, как нотариат. В последние годы все чаще находит употребление термин «электронный нотариат».

Под электронным нотариатом следует рассматривать совокупность организационно-правовых и технических средств, обеспечивающих возможность ведения нотариусами документооборота в электронной форме, в частности, совершения нотариальных действий и фиксации носителей соответствующей информации в электронном виде.

Важнейшим шагом развития цифровых технологий в деятельности нотариата стало принятие Федерального закона от 27.12.2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», также именуемый законом «о цифровом нотариате».

В целях реализации положений данного закона Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы приказы, направленные на оптимизацию нотариальной деятельности в условиях развития цифрового общества, а также внесены изменения в отдельные нормативные правовые акты.

Также с реализацией электронного нотариата тесно связано понятие единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС), которое закреплено в законодательных нормах. Так, по смыслу ст. 34.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы), единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). В ЕИС подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные Основами сведения.

ЕИС следует рассматривать как форму практического воплощения (реализации) концепции электронного нотариата, поскольку электронный нотариат как термин носит обобщающий характер и выступает в качестве наименования определенной концепции, реализуемой с помощью совокупности организационно-правовых и технических средств. И ЕИС в данном случае выступает формой практического воплощения этой совокупности.

В структуру ЕИС, исходя из положений ст. 34.2 Основ, включается ряд реестров, ведение которых осуществляется в электронной форме. К числу таковых относятся реестры: нотариальных действий; наследственных дел; уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам; списков участников обществ с ограниченной ответственностью. С 29 декабря 2020 года федеральным законом указанный перечень реестров расширен посредством включения в структуру ЕИС реестра нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.

В 2020 году пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения, показала всю необходимость развития электронного нотариата и потребность граждан и юридических лиц в электронных сервисах нотариата. Следует отметить, что законодатель своевременно реагирует на потребности, возникающие в обществе в части совершения нотариальных услуг и вносит соответствующие изменения.

Итак, рассмотрим основные нововведения в рамках развития электронного нотариата.

1. Возможность удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия:

С 29 декабря 2020 года без личной явки к нотариусу можно засвидетельствовать верность перевода, передать документы другому лицу, принять в депозит денежные средства и ценные бумаги, обратиться для принятия на депонирование безналичных денежных средств, совершить исполнительную надпись, передать на хранение документы, произвести обеспечение доказательств в виде осмотра информации в Интернете, получить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, удостоверить равнозначность электронного документа, изготовленного нотариусом.

Заявление о совершении нотариального действия, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, необходимо направить в Федеральную нотариальную палату (далее - ФНП) через ЕИС или единый портал государственных услуг. ФНП направляет поступившее заявление с приложениями нотариусу, заявившему в автоматическом режиме о готовности совершить соответствующее нотариальное действие удаленно. Сведения о заявителе нотариус получает самостоятельно с помощью единой системы идентификации и единой биометрической системы (далее - ЕБС).

Заявитель вправе выбрать место совершения нотариального действия удаленно путем указания нотариального округа или субъекта Российской Федерации, а в некоторых случаях обязан выбрать место совершения нотариального действия удаленно путем указания нотариального округа (например, принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг производится нотариусом только по месту исполнения обязательства).

Дальнейшее взаимодействие происходит непосредственно между заявителем и исполнителем, в том числе – оплата нотариального действия и получение в электронной форме готового нотариального документа или отказа в совершении нотариального действия.

2. Удостоверение сделок двумя и более нотариусами:

В 2020 году стала востребованной возможность совершения юридически значимых действий без непосредственного контакта задействованных лиц.

Теперь для удостоверения сделки необязательно одновременное совместное присутствие ее сторон: участники сделки выбирают по своему усмотрению нотариусов и представляют им согласованные условия сделки. Созданный нотариусами в электронной форме посредством ЕИС проект сделки подписывается участником сделки в присутствии каждого нотариуса в двух экземплярах. Один экземпляр сделки остается в электронной форме и удостоверяется простой электронной подписью стороны, второй экземпляр – на бумажном носителе – остается в делах нотариальной конторы. Электронный документ, содержащий текст сделки с удостоверительной надписью и подписанный простой электронной подписью каждого участника сделки, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого нотариуса, участвующего в удостоверении сделки.

Удостоверенная таким способом сделка регистрируется в ЕИС в реестре нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.

3. Размещение машиночитаемой маркировки на документе:

Новая редакция Основ предоставляет возможность автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе.

Нотариальный документ на бумажном носителе (удостоверяемая сделка, включая выдачу доверенности, а также свидетельство, протест векселя, исполнительная надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом) в целях обеспечения проверки его достоверности должен иметь машиночитаемую маркировку. Такая маркировка представляет собой идентифицирующую нотариальный документ совокупность символов, которая содержит сведения о дате, виде, регистрационном номере совершенного нотариального действия, данные о заявителе и о совершившем его нотариусе.

Информацию в маркировке нотариального документа можно проверить через единый портал государственных услуг или сервис проверки машиночитаемой маркировки ЕИС.

4. Биометрическая идентификация заявителя:

Введенная Законом № 480-ФЗ ч. 5 ст. 43 Основ дает нотариусам право установить личность заявителя при отсутствии документа, удостоверяющего личность, либо при наличии сомнений относительно гражданина, предъявившего такой документ, с помощью ЕИС персональных данных, включая биометрические персональные данные гражданина. Данные положения закона получили конкретизацию в Приказе Минюста России от 30.09.2020 № 228. В частности, в целях установления личности гражданина нотариус получает от гражданина, личность которого устанавливается, информацию об его абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи (мобильного телефона, смартфона или планшетного компьютера), содержащемся в единой биометрической системе. Если информация о предоставленном номере в ЕБС не содержится, установление личности таким способом также невозможно.

Единая биометрическая система создана Центральным банком России и предназначена для обработки биометрических персональных данных, включая их сбор, хранение, проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина.

5. Передача на нотариальное хранение документов в электронном виде:

Юридически значимые документы в электронном формате получают всё большее распространение. Поэтому с 29 декабря 2020 года нотариусы принимают на хранение в ЕИС электронные документы. Получить переданный на хранение электронный документ можно будет у любого нотариуса на территории РФ.

Электронную версию документа можно в считанные минуты переслать в любую точку страны или же при необходимости через нотариуса передать во многие государственные службы и ведомства, так как нотариат является активным участником Системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. Удостоверение равнозначности электронного документа:

С 29 декабря 2020 года появился новый вид нотариального действия - удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Для изготовления электронного документа путем конвертации нотариус использует специальные программно-технические средства единой информационной системы нотариата, позволяющие провести конвертацию. Полученный электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и представленный нотариусу электронный документ, равнозначность которому удостоверена нотариусом. Данное нотариальное действие совершается нотариусом только удаленно.

 

Электронные услуги пока не могут полностью вытеснить необходимость личного присутствия, однако цифровизация идет полным ходом. Российский нотариат не стал исключением, он активно продвигает электронные сервисы, позволяя гражданам и юридическим лицам получать необходимые услуги в кратчайшие сроки в удобном формате. При этом формы воплощения концепции электронного нотариата будут и далее активно развиваться в условиях повсеместной цифровизации общества.

 


 

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ПО СОВЕРШЕНИЮ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

 В числе прав и свобод, гарантируемых государством каждому гражданину, Конституция Российской Федерации предусматривает право на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт.

 

Несмотря на это во многих субъектах Российской Федерации нотариальные услуги доступны не всем слоям населения. Этому есть как объективные причины (большая территория России, отдаленность населенных пунктов от административных центров, влияние временных природных факторов), так и субъективные причины (к примеру, несмотря на учреждение в населенном пункте должности нотариуса, он в установленном порядке не назначен).

 

В связи с этим доступность нотариальных услуг в Российской Федерации обеспечивается путем наделения должностных лиц органов местного самоуправления полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14.1, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

 

Федеральным законом от 26.07.2019 № 226-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы) и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данные изменения уточняют полномочия должностных лиц местного самоуправления по совершению нотариальных действий, а также конкретизируют круг таких лиц.

 

Таким образом, с момента вступления в силу указанных изменений, т.е. с 1 сентября 2019 года, должностные лица местного самоуправления лишаются права удостоверять завещания, удостоверять доверенности на распоряжение недвижимым имуществом, принимать меры по управлению наследственным имуществом.

 

Согласно статьям 1 и 37 Основ, а также Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Минюста России от 07.02.2020 № 16 (далее - Инструкция) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте, а также во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте (далее - должностные лица местного самоуправления) вправе совершать следующие нотариальные действия:

 

1) удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом;

 

2) принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества;

 

3) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

 

4) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

 

5) удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 

6) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

 

7) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

 

8) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

 

9) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

 

10) удостоверять время предъявления документов;

 

11) удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

 

12) удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

 

Законодательными актами Российской Федерации должностным лицам местного самоуправления может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

 

Нотариальные действия совершаются при предъявлении лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, всех необходимых для этого документов и уплате государственной пошлины или нотариального тарифа.

 

При совершении нотариального действия должностное лицо местного самоуправления устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина или представителя юридического лица и проверяет его место жительства. Должностное лицо местного самоуправления устанавливает личность представителя лица, обратившегося за совершением нотариального действия, лица, призванного подписать доверенность или документ, на котором нотариально свидетельствуется подлинность подписи, за гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия (рукоприкладчика), а также переводчика или сурдопереводчика.

 

Должностные лица местного самоуправления принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям Основ и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении должностного лица местного самоуправления.

 

Должностные лица местного самоуправления отказывают в совершении нотариального действия, если:

 

- совершение такого действия противоречит законодательству Российской Федерации;

 

- действие подлежит совершению должностным лицом местного самоуправления другого поселения, муниципального, городского округа или муниципального района (применительно к принятию мер по охране наследственного имущества) или нотариусом;

 

- с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий, гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства или пребывания;

 

- доверенность не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;

 

- документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

 

- факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Сведения о должностных лицах местного самоуправления, имеющих право совершать нотариальные действия, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. Территориальный орган юстиции осуществляет контроль за исполнением должностными лицами местного самоуправления полномочий при совершении нотариальных действий.

Дополнительную информацию о полномочиях по совершению нотариальных действий органами местного самоуправления можно получить в подразделе «Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций» раздела «Нотариат» на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области: http://to28.minjust.ru или по телефону: 8(4162) 53-84-48.

 

 
          Управление Министерства юстиции по Амурской области сообщает, что  Правлением нотариальной палаты Амурской области от 22.02.2018  (Протокол №3) принято решение  ввести на территории Амурской области с 01.07.2018 г. (по умершим с 01.07.2018) практику ведения наследственных дел по  принципу «Наследство без границ». По умершим до 01.07.2018 оставить прежний порядок ведения наследственных дел.
 
Статья: «Как стать нотариусом»
 
На должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; прошедший стажировку сроком не менее одного года у нотариуса, занимающегося частной практикой; имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет; достигший возраста 25 лет, но не старше 75 лет; сдавший квалификационный экзамен. Данные требования закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (далее - Основы о нотариате)
В соответствии с Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденным приказом Минюста России от 29.06.2015 № 151, претенденту на должность нотариуса требуется пройти стажировку, к которой допускается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее высшее юридическое образование и необходимый уровень подготовки, который определяется по результатам сдачи экзамена.
В случае если число лиц, претендующих на должность стажера и удовлетворяющих требованиям Основ о нотариате, превышает количество утвержденных должностей стажеров, нотариальная палата принимает решение о проведении экзамена. На должности стажеров зачисляются лица, набравшие наибольшее количество баллов по результатам сдачи экзамена.
Срок стажировки составляет не менее одного года.
Претендентам, успешно прошедшим стажировку, необходимо сдать квалификационный экзамен, который проводится два раза в год, в апреле и октябре, с использованием автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов экзамена.
Перечень тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы, утвержден приказом Минюста России от 30.11.2016 № 268, размещен на официальных сайтах Минюста России и Федеральной нотариальной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Квалификационный экзамен проводится путем выполнения задания, включающего 50 теоретических вопросов в форме теста и один вопрос в форме практической задачи. На выполнение задания экзаменуемым предоставляется  2 часа.
Сведения о лицах, сдавших квалификационный экзамен, вносятся в реестр нотариусов в течение 10 рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена. Соответствующая запись в реестре нотариусов является подтверждением сдачи квалификационного экзамена.
Вместе с тем лица, не сдавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной его сдаче не ранее, чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.
Только после сдачи квалификационного экзамена гражданин имеет право участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. В соответствии со статьей 12 Основ о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен.
В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Минюста России от 30.03.2018 № 63, конкурс состоит из трех этапов: письменного экзамена, рассмотрения рекомендаций и индивидуального собеседования.
Победившим в конкурсе считается конкурсант, получивший наибольшее итоговое количество баллов.
В случае если к участию в конкурсе допущено одно лицо, такое лицо объявляется победителем конкурса решением конкурсной комиссии без проведения этапов конкурса.
Наделение лица, победившего в конкурсе, полномочиями нотариуса производится приказом территориального органа Минюста России с последующим внесением сведений о нотариусе в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен.

 

24 июля 2014 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).