Вы здесь

Статьи, публикации

Статья от 23.10.2020
 

Изменения в государственной регистрации актов гражданского состояния в органах ЗАГС 

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 в соответствии с концепцией формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.07.2017 № 1418-р, создана федеральная информационная система «ЕГР ЗАГС», которая является составной частью единого федерального информационного ресурса, объединив в себе все записи актов гражданского состояния, начиная с 1926 года. В силу п.2 ст.7 Федерального закона № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон № 143-ФЗ) запись акта гражданского состояния с 01.10.2018 составляется на русском языке в форме электронного документа и на бумажном носителе.
Данная программа разработана Федеральной налоговой службой и представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридических значимых действий. Ранее все эти действия совершались в актовых книгах в каждом региональном отделении ЗАГС, информация накапливалась и хранилась в бумажном формате.
Создание ЕГР ЗАГС подразумевает проверку на соответствие формату и на уникальность ввода данных, что позволяет свести к минимуму ошибки,  опечатки и дублирующиеся данные, а единая нумерация облегчает и ускоряет поиск. Кроме того, система исключает не только непреднамеренные ошибки, но и случаи мошенничества. В частности, не получится зарегистрировать новый брак, не расторгнув предыдущий, или зарегистрировать одного ребенка в разных органах ЗАГС ради получения материнского капитала.
Государственная регистрация всех видов актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установление отцовства, перемена имени и смерть), выдача повторных свидетельств, справок, а так же внесение исправлений в актовые записи осуществляется с использованием нового единого программного обеспечения.
Сотрудники органов ЗАГС выполняют любое действие в рамках предоставления государственных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния, используя при этом все преимущества централизованной системы хранения данных. В частности:
- онлайн доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения на территории Российской Федерации, который в ряде случаев необходим для совершения того или иного действия органом ЗАГС;
- по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр появилась возможность прямо в день обращения получить повторный документ: свидетельство или справку, даже если сама запись хранится в другом субъекте Российской Федерации;
- осуществление проверки достоверности (уникальности) вносимых данных;
- единая система присвоения уникальных номеров входящим и исходящим документам;
- возможность появления новых сервисов для граждан, как, например, представление в личном кабинете ЕПГУ сведений из записей актов о себе и своих несовершеннолетних детях;
- взаимодействие всех участников системы актов гражданского состояния - органов ЗАГС разных субъектов Российской Федерации только в электронной форме.
В системе хранится вся информация об актах гражданского состояния всего населения России, гражданам при обращении не нужно будет предоставлять пакет документов: всю информацию, по требованию, предоставит единый государственный реестр, также граждане смогут получать необходимые сведения самостоятельно в электронном виде через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Нововведение значительно упрощает для населения процедуру получения справок или копий документов в органах ЗАГС при смене региона проживания: отсутствует необходимость ждать отправки запросов и получения ответов различными государственными и муниципальными органами. Данные Единого государственного реестра доступны в режиме «онлайн» в каждом отделе ЗАГС, где представлена информация в отношении записей актов гражданского состояния составленных по всей стране.
Также в результате внедрения единого государственного реестра ЗАГС улучшено межведомственное взаимодействие организаций для получения уполномоченными органами в электронном виде сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в среде СМЭВ (СМЭВ - система межведомственного электронного взаимодействия), необходимых для ведения различных форм учета и подтверждения необходимых данных. Вся информация сохраняется в электронном формате, что значительно сокращает время на её поиск.
Перевод в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), составленных начиная с 1926 года, планируется завершить не позднее 31.12.2020.
При этом на сегодняшний день в Амурской области Управлением ЗАГС Амурской области  выгрузка записей актов гражданского состояния в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния осуществлена на 100 %.
Следует также отметить, что Правительством Российской Федерации одобрен проект федерального закона о совершенствовании порядка государственной регистрации актов гражданского состояния в целях повышения качества и доступности предоставления таких государственных услуг для граждан. Действующим законодательством не предусмотрена возможность граждан обращаться в любой орган ЗАГС для регистрации актов гражданского состояния, за исключением регистрации брака. Законопроект устраняет такое ограничение и вводит экстерриториальный принцип предоставления этих государственных услуг. Такое решение становится возможным благодаря использованию Единого государственного реестра актов гражданского состояния.
Также предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению особенностей государственной регистрации рождения и смерти. Это необходимо для пилотной реализации суперсервисов «Рождение ребенка» и «Утрата близкого человека».
Суперсервисы обеспечат получение всех необходимых документов, связанных с такими жизненными ситуациями, без личного посещения заявителями органов власти.
 
 
 

 
     Органы, регистрирующие акты гражданского состояния
 
Гражданское состояние - это правовое положение конкретного гражданина как носителя различных гражданских прав и гражданской ответственности, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Гражданское положение разных людей неодинаково (обладание дееспособностью, нахождение в браке, наличие детей), различно и правовое положение граждан как участников регулируемых гражданских прав.
С регистрацией актов гражданского состояния закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, имеющих существенное значение. Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан. Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли.
На основании Федерального закона «Об актах гражданского состояния» № 143-ФЗ от 15 ноября 1997 г. (далее - Федеральный закон) государственная регистрация актов гражданского состояния производится:
органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния;
консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
Деятельность органов записи актов гражданского состояния по регистрации актов гражданского состояния осуществляется на основе специальных принципов правовых услуг.
Основными задачами органов ЗАГС являются точное, в соответствии с установленными правилами, производство записей актов гражданского состояния, внесение в них необходимых изменений, восстановление утраченных актовых записей, выдача гражданам повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, а также полная и своевременная регистрация актов гражданского состояния.
Должностное лицо, регистрирующее тот или иной акт гражданского состояния, должно соблюдать все нормы действующего законодательства.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
           В соответствии с Законом Амурской области от 30.12.2010  № 436 – ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» (далее – Закон Амурской области) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
 государственная регистрация рождения;
 государственная регистрация заключения брака;
 государственная регистрация расторжения брака;
 государственная регистрация установления отцовства;
 государственная регистрация смерти.
Органы местного самоуправления, осуществляющие государственные полномочия, имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием на русском языке в соответствии с уставом муниципального образования.
 Также Законом Амурской области утвержден перечень
муниципальных образований, органы местного самоуправления которых
наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
          В соответствии с Законом Амурской области местом хранения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, местом восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений которые наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния на бумажных носителях, являются отделы ЗАГС. Восстановление утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления на бумажных носителях, производится отделом ЗАГС по месту хранения на бумажном носителе утраченной записи акта гражданского состояния.
           Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации имеют право производить государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти.
Также консульские учреждения по заявлениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства могут принимать решения о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации, вносить исправления и изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них на хранении. На основании действующего законодательства и по заявлениям граждан консульские учреждения выдают на основании находящихся у них на хранении записей актов гражданского состояния повторные свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иные подтверждающие факты государственной регистрации актов гражданского состояния документы, выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет следующие полномочия, предусмотренные Федеральным законом:
составление записей актов гражданского состояния;
выдача свидетельств о рождении и свидетельств о смерти;
передача паспортов умерших в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
передача на хранение в органы записи актов гражданского состояния составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти.
В Амурской области Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет следующие полномочия:
прием заявления о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, и их выдача;
государственная регистрация заключения брака (в части приема заявления о предоставлении государственной услуги);
государственная регистрация расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей (в части приема заявления о предоставлении государственной услуги);
государственная регистрация рождения.
            На многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на которые возложены полномочия, и их работников при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.
          Регистрация актов гражданского состояния производится как в государственных и общественных интересах, так и с целью охраны личных и имущественных прав граждан. Этим и обусловлено признание важности документов органов ЗАГС как бесспорных доказательств, необходимых для защиты прав и интересов граждан.
16 ноября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).